Зачем включать движение в фотоснимок?
Многие фотографы склонны избегать попадания движущихся целей в объективы своих фотокамер. И это вполне объяснимо – движение в кадре часто приводит к размытым и нечетким фотоснимкам. Но если ваши действия подкреплены определенными знаниями, то вы сможете продуцировать более интересные фотографии, намеренно добавляя в них движение, конечно используя при этом длительную выдержку.
Движение на фотографии передает ощущение времени происходящего, что делает ее более естественной и убедительной. Вот почему профессиональные спортивные фотографы часто склоняются к использованию панорамирования (проводки), вместо простой «заморозки» происходящего действа. Замораживание – более простой способ, но грамотно отпанорамированный фотоснимок всегда предпочтительнее для правильной передачи сути снимаемой сцены.
1. Чувство времени
Возможно, это очевидно, но движение на фотографии отождествляется с реальным чувством времени снимаемого события. И это в основном благодаря инерционности зрительного восприятия человеческого глаза. Мы практически видим все движущиеся предметы аналогично фотосъемке камеры со скоростью эквивалентной 1/50 секунды скорости затвора. Однако наш мозг создает изображение в совершенно иной манере, чем процессор цифровой фотокамеры.
Поэтому, при использовании длительной выдержки в сценах с движением, вы получите немного нечеткое их изображение (например, людей, идущих по улице). И хотя вы могли бы подумать, что резкое изображение подошло бы сюда лучше, чаще всего, «таймирование» — это то, что делает снимок более интересным и убедительным. Это особенно уместно, если снимаемый объект движется в том направлении, в сторону которого вы хотите привлечь наибольшее внимание зрителей.
2. Чувство движения (техника панорамирования)
Хотя панорамирование и используется в основном в автомобильном и мотоциклетном спорте, это, пожалуй, наилучший способ, для захвата в кадр симметричного движения.
Другими словами, используя панорамирование, вы получаете резкое изображение главного объекта. При этом фон остается размытым из-за использования более длинных выдержек и плавного движения фотокамеры (известного как «фотосъемка с проводкой»).
Еще одним преимуществом этого вида съемки является то, что она делает перегруженную деталями, сумбурную сцену более минималистической. Что позволяет зрителю наслаждаться снимаемым объектом без отвлечения на посторонние предметы, при этом сохраняя чувство высокой скорости движения.
Следует заметить, что панорамирование или проводка может быть сделана двумя способами.
Первый заключается в самом смысле его названия. Вы плавно ведете (проводите) фотокамеру за объектом съемки для создания на снимке красивого эффекта движения.
Другой способ, который, кстати, часто используется в автомобильной коммерческой фотографии, заключается в том, что фотограф находится в движении с точно такой же скоростью, что и снимаемое транспортное средство или фотографируемый объект. При этом также используя длительную выдержку, вы захватываете транспортное средство или любой другой объект «в движении», получая его резкое изображение. Это делается, когда вам нужно запечатлеть снимаемый автомобиль под определенным углом.
3. Создание сглаженной текстуры
Часто при фотографировании динамических водных сцен, четкое замороженное изображение выглядит слишком резко и не естественно. Однако если установить медленную скорость затвора, движение воды будет передано более мягкой и гладкой текстурой.
Экстремально длинные выдержки создают эфирного вида гладкую поверхность озера или моря, а водопады и реки с бурным течением становятся по структуре сливочно-кремовыми.
Для набегающей волны прибоя, выдержка в пределах 1/30 секунды будет достаточной, чтобы передать движение и подчеркнуть мощь сокрушительных морских волн.
4. Фотосъемка световых трасс
Световые трассы (например, от бортового освещения движущихся по ночному городу автомобилей) всегда интересно наблюдать. Это зрелище, каким-то волшебным образом передает ощущение большого промежутка времени, спрессованного в одну картину. Кстати говоря, картины светящихся трасс относятся к одним из наиболее впечатляющих фотоснимков с длинной экспозицией для непосвященных в фотографию зрителей.
Фотоснимки световых трасс могут быть созданы двумя способами.
Один из них, с помощью старой доброй длительной экспозиции, продолжительностью примерно 20-30 секунд. Это даст достаточно времени для проезжающих мимо автомобилей, чтобы оставить в кадре приличное количество ярких световых трасс.
Второй способ заключается в объединении нескольких отэкспонированных кадров, для получения большего количества размытых световых трасс, если трафик автострады не позволяет сделать это в натуре. Такие фотоснимки вы можете получить путем загрузки изображений в Photoshop в качестве отдельных слоев, превратив их в смарт-объекты, а затем используя режим наложения.
Заключение
В фотосъемке запечатлевающей движение нет ничего страшного. Фотоснимки – это не всегда акт «замораживания» происходящего действия. На самом деле они являются таковыми достаточно редко. Убедитесь, что вы захватываете снимаемый сюжет самым лучшим и наиболее естественным для зрителя способом, чтобы сюжет оставался столь же привлекательным, каким вы увидели его в натуре.
Помните, что создание «движения» на фотоснимке от движущихся объектов редко является проблемой для фотографа, однако то же самое «движение», создаваемое вашими дрожащими руками, почти всегда будет проблемой.
В виду этого, убедитесь в правильности установки вашей фотокамеры на штативе, и соответственно не забудьте попрактиковаться (на досуге) в применении более длительных выдержек. После овладения этими навыками, ваши фотографии поднимутся на совершенно новый уровень!