Правило третей – это важная композиционная техника, которая позволяет сделать фотоснимки более динамичными и интересными. Помимо этого, данное правило является одним из самых известных. Данная статья позволяет продемонстрировать, как именно это правило работает, и, как оно может быть использовано в усовершенствовании ваших навыков фотографа.
В фотографии
Правило третей гласит, что снимок лучше всего воспринимается, когда объекты на нем расположены вдоль линий, которые разделяют фото по горизонтали и вертикали, на 9 равных частей, или однородные области разделены условными границами.
Удивительно, что правило, имеющее чисто математическую природу, может быть применено в таком творческом и абстрактном ремесле, как фотографирование. Но оно работает, причем, достаточно хорошо. Суть данного правила заключается в создании правильного эстетического восприятия снимка. Его использование создает некое чувство баланса, не делая изображение статичным, и чувство цельности, при этом, снимок не выглядит перегруженным.
Примеры
Допустим, прошлый пример убедил вас в полезности и относительной простоте данного правила, однако, предыдущее изображение было чересчур простым и геометрически правильным. Как же правильно использовать правило третей, если речь идет о снимке, содержащим большее количество объектов? Можете ли вы заметить линии на фото снизу:
Заметьте, как наивысшее каменное образование (туф) прилегает к правому верхнему прямоугольнику изображения, и, как гармонично располагается горизонт вдоль самой верхней линии. Туф, находящийся в тени, также прилегает к нижним левым частям снимка. Даже в самых загруженных объектами фотографиях можно найти определенный порядок и организацию.
Значит ли это, что вы должны стараться располагать объекты на фото строго вдоль линий? Не совсем, ведь данное правило является обобщенным. Важно понять, что объекты на снимке не стоит располагать прямо в центре. Если речь идет о ландшафтах, правило гласит, что горизонт должен соприкасаться с верхней или нижней третью всего снимка. В случае с предметами, их лучше располагать по одну или другую сторону фото. Такое расположение ландшафта придает снимку больше динамики и движения, а предметы и другие конкретные объекты, при использовании правила третей, оживают.
Рассмотрим примеры, указанные выше. Расположение велосипедиста в левой части снимка передает его направление движения в правую сторону, а расположение птицы создает впечатление, что она вот-вот вспорхнет со своего места в противоположном направлении. Смещенные к краям изображения способны добавить больше эмоций и вызвать более ощутимое чувство присутствия.
Улучшайте существующие фотографии
До сих пор, мы рассматривали примеры композиций, которые полностью соответствовали правилу, но что, если мы имеем дело с готовым снимком, который не отвечает правилу? Стоит сказать, что не все изображения можно «подогнать» под данную закономерность, однако, расположенные снизу снимки показывают, как с помощью увеличения существующего изображения добиться его большей гармоничности. Удивительно, как с помощью банальной обрезки фото можно придать старому снимку новых красок, вдохнуть в него жизнь.
Исходное изображение Обрезанное изображение
На примере сверху, часть пустующего неба была вырезана таким образом, чтобы горизонт прилегал к верхней линии, делящей изображение на три части, добавляя акцент переднему плану.
Ограничения
Как быть в том случае, если композиция не подразумевает никаких объектов, применяемых к правилу? Такое происходит достаточно редко, в случае совсем уж абстрактных изображений. В любом случае, не стоит забывать о сути правила, стараясь заснять композицию, сохранив пропорции, и, не забывая о динамике.
На примере справа, композиция не содержит никаких линий или объектов, которые можно было бы сопоставить с третями. Тем не менее, свет и изгибы на фото расположены таким образом, чтобы создать иллюзию движения материала.
Исключения из правила
До сих пор, такой творческий и свободолюбивый человек, коим вы наверняка являетесь, ощущал некоторое стеснение от самой мысли применения строгого правила третей. Тем не менее, все правила обречены быть нарушенными рано или поздно, и правило третей – далеко не исключение. Пришло время разорвать порочный круг.
Ключевой принцип данного правила заключается в том, чтобы не располагать объекты снимка строго по центру. Но что, если вы хотите подчеркнуть симметрию субъекта фото?
Аналогично, существует множество ситуаций, когда лучше пренебречь правило третей, нежели использовать его. Возможно, вы желаете расположить детали снимка абсолютно симметрично, или, наоборот.
Важно осознавать, какое настроение вы пытаетесь передать с помощью снимка, какие детали следует подчеркнуть или скрыть, а вышеуказанное правило способно вам в этом помочь, от случая к случаю.