Эбру – древнее и очень красивое искусство создания картин на водной глади. На первый взгляд сама задумка рисовать красками по воде кажется абсурдной, весь всем известно, что в воде разноцветные краски легко смешиваются, и в результате получается раствор, цвет которого тяжело назвать живописным.
Ученые и историки всего мира до сих пор затрудняются ответить на вопрос, в какой именно стране зародилось это творчество. В разнообразных источниках выдвигается множество гипотез на эту тему. Одни считают родиной эбру Японию или Китай, другие – называют такие страны, как Турция, Индия, Персия или Пакистан. Существует даже такая версия, что эбру появилось в Южной Сибири, а именно на Алтае. Доподлинно известно, что это очень древнее искусство, ведь первые зарисовки, выполненные в технике эбру, отнесены учеными и историками к IX веку. Несмотря на многообразие версий о месте возникновения эбру, все источники сходятся в одном – техника эбру совершенно точно имеет восточные корни, поскольку в ней прослеживается присущая восточным культурам плавность линий, а от художника требуется умиротворенность и неторопливость в создании тонких узоров. Некоторые даже сравнивают процесс написания картины в технике эбру с сеансом медитации. Еще одним аргументом в подтверждении теории восточного происхождения данного вида искусства является тот факт, что жители Европы узнали об этом волшебном виде живописи благодаря развитию Великого Шелкового пути. Удивительные по красоте полотна, привезенные из длительных торговых экспедиций, сразу полюбились ценителям искусства и получили в Европе огромную популярность. Некоторые европейские правители даже начали издавать свои указы и другие, особо ценные документы на бумаге, которая предварительно была окрашена в технике эбру. Поскольку узоры на бумаге, полученные в результате такого окрашивания, были уникальными и неповторимыми, словно папиллярные линии на человеческих пальцах, подделка таких документов была исключена. Также в этой технике декорировали книги и небольшие предметы интерьера.
Для того чтобы процесс рисования на водной поверхности стал возможным и смешивание красок между собой не происходило, нужно чтобы все жидкости были разной плотности. Поэтому древние мастера использовали специальный густой раствор для того, чтобы краски в процессе работы оставались на поверхности воды. Все материалы, которые использовались при написании картины, были исключительно натуральными, поэтому перед началом работы в технике эбру мастера ждал трудоемкий подготовительный процесс. В качестве загустителя применялся специальный растительный экстракт, получали который из растения гевен. Смола гевен высушивалась на солнце, в результате чего образовывались своеобразные лепестки, называемые китре. Затем мастер в течение двух недель должен был настаивать полученные лепестки для образования густого раствора. В состав используемых в работе красок входили, помимо воды, специальные красящие вещества, полученные из различных растительных и натуральных природных компонентов, и животная желчь. Краски также имели разную по своей густоте консистенцию. Для написания картины в технике эбру мастера использовали специальные кисти, изготовленные из конского волоса и стебля розы в качестве рукоятки. Также в процессе работы были задействованы различные тонкие палочки, аналоги современного шила, и гребешки, с помощью которых создавались неповторимые и витиеватые узоры.
Итак, когда все подготовительные мероприятия были закончены, мастер приступал к созданию своего шедевра. Чтобы основа для рисования была ровной, художник брал, как правило, прямоугольную форму нужно размера, и процеживал в нее через ткань полученный из высушенной смолы гевен густой раствор, затем следовало поставить форму с раствором на ровную поверхность и накрыть слоем тонкой бумаги на несколько минут. Это делалось для того чтобы избежать возникновения на поверхности основы для рисования мельчайших пузырьков воздуха, которые в последствии мешали бы нанесению узоров. Когда густая основа для рисования была полностью готова, начиналось настоящее волшебство. Мастер, подобно загадочному магу, поочередно нанося на основу разноцветные капли красок, легкими и плавными движениями рук создавал неподражаемые узоры. Со стороны процесс создания картины в технике эбру напоминал чарующий и очень пластичный танец, в котором соединялись воедино чувства мастера, умиротворяющее совершенство природы, простота воды и яркость красок. Полученный в завершении этого магического таинства рисунок можно было легко перенести на твердую поверхность, для этого достаточно было приложить к воде на несколько секунд лист бумаги, кусок ткани или дерева нужного размера, и затем аккуратно плавными движения снять лист с основы, и, убедившись, что все краски перешли на лист, дать рисунку хорошо просохнуть.
Современным любителям рукоделия, решившим попробовать себя в технике эбру, совсем не обязательно заготавливать необходимые материалы вручную. Процесс развития новых технологий значительно упростил эту задачу. Теперь всё, что нужно для начала работы можно приобрести в специализированных магазинах или заказать в интернете. Сегодня существует большое количество порошковых загустителей и красок для эбру, простых в использовании и имеющих очень подробные инструкции по применению. Также поражает разнообразие кистей и гребешков, которые выпускаются специально для работы в этой технике. А если будущему мастеру эбру не терпится начать рисовать свои первые картины, а поблизости нет специализированного художественного магазина, то для первоначального знакомства с творчеством эбру вполне подойдут обычные акриловые краски или гуашь, а в качестве неплохого загустителя может послужить всем известный желатин.
Современные мастера, постепенно совершенствуя свое искусство, научились переносить рисунки эбру не только на бумагу или ткань, но и декорировать с помощью них различные объемные предметы. Сегодня можно увидеть расписанные в технике эбру различные шкатулки, керамические или стеклянные предметы, браслеты из дерева и пластмассы, обложки книг и альбомов и многое другое, а некоторые модницы даже делают эксклюзивный маникюр эбру.
Окунувшись однажды в атмосферу волшебства, которая возникает при написании картин в технике эбру, даже самый скептически настроенный поначалу и совершенно не умеющий до этого рисовать человек, уже не сможет отказать себе в создании очередного шедевра. Удивительная умиротворяющая аура, возникающая в процессе работы, завораживает настолько, что хочется, чтобы этот чарующий танец единения художника и природы никогда не заканчивался.