Составление правильной композиции, когда дело доходит до портретной фотографии, может показаться простой задачей. Но если принять во внимание, что вы должны сфокусироваться в нужном месте, настроить под определенным углом свет, постоянно помнить о том, что можно, а чего нельзя оставлять за кадром (обрезать), при этом, придерживаясь золотого сечения Фибоначчи или правила третей, то вы поймете, что это далеко не просто.
Конечно, после приобретения определенного опыта, вы даже не будете замечать всех тех задач, которые вам придется решать одновременно. Но, до тех пор, не забывайте включать в практику все эти аспекты при занятиях портретной фотографией. В этой статье мы рассмотрим как классические портретные фотографии, так и фотоснимки в полный рост. Для простоты будем ссылаться на них как на портреты. Прежде всего, давайте проанализируем крупноплановые фотоснимки.
Композиция
Вы уже знаете, что самое главное в портретной фотографии, это композиция, поэтому убедитесь в правильности использования правила третей или золотого сечения. В случае если вы решите нарушить их, запомните, что вам нужно досконально знать эти правила, и только тогда вы сможете «обойти» их соответствующим образом.
1. Классический портрет
Здесь все достаточно просто. Вам необходимо включить в сюжет полностью голову и большую часть шеи, имея при этом в кадре достаточно негативного пространства для того, чтобы портретный снимок выглядел абсолютно естественно. Соблюдайте при этом правило третей или золотое сечение Фибоначчи, которые гласят, что вам нужно сдвинуть портрет к одной из границ кадра, с носом, направленным (указывающим) в сторону негативного пространства. Это важно для того, чтобы привлечь внимание зрителя и заставить его смотреть не только на модель, но и на целый фотоснимок в комплексе.
Негативным (или отрицательным) пространством в искусстве называют область, окружающую предмет изображения. Удачное использование этой зоны помогает сфокусировать внимание зрителей на главном объекте, сколь бы неуловимым он ни был. Негативное пространство можно считать художественным эквивалентом безоблачного неба, позволяющим упиваться красотой простоты.
2. Портрет крупным планом
Такая фотосъемка подразумевает полное заполнение кадра портретом, сохраняя минимальную часть негативного пространства (или совсем исключив его из кадра). Обычно снимки такого плана требуют определенной симметрии (частично нарушая правило третей), или аккуратной селективной фокусировки (захватив в фокус один или оба глаза, но оставляя вне фокуса все остальное). В портретных снимках такого типа вы спокойно можете «обрезать» часть лба и волосы, так как в подобных случаях они не играют главной роли (кроме случаев, когда с их помощью вы хотите подчеркнуть индивидуальность портретируемого человека). Старайтесь избегать «обрезания» подбородка, так как это определенно персонализирующая часть лица человека.
А теперь поговорим о более широкоформатных портретах, включающих в себя отдельные части тела моделей.
Портреты, включающие часть корпуса
Главное, здесь не «отрезать» конечности, которые не должны быть отрезаны. Но если все-таки возникает необходимость в обрезке, никогда не обрезайте их в области суставов. Обрезка половины длины расстояния между суставами, как правило, лучший способ, даже если его следует избегать. Например, лучше сделать обрезку корпуса между коленом и ключицей, вместо обрезки ног ниже колен.
То же самое относится к рукам. Никогда не обрезайте только ладони! Это наихудший из возможных сценариев. Если у вас уже попала в кадр одна рука, то тут же должна присутствовать и другая, или не стоит заморачиваться с такой фотографией. То же самое касается и ног. Правильное кадрирование — это то, что отличает хорошую фотографию от просто очередного моментального фотоснимка.
Точка съемки
Если вам нужно показать в кадре модель в полный рост, в качестве главного смыслового объекта, расположите фотоаппарат в центральной точке перед моделью. В противном случае, если вы будете снимать с уровня своего роста, то получите на фотоснимке несколько деформированное тело, с кажущейся более крупной головой и маленькими ногами. Для того, чтобы избежать этого, снимайте с центральной точки высоты кадра, или середины корпуса модели. Это правило не применяется, если фон или окружающая обстановка являются более важными.
Общая композиция
Если вам необходимо сделать модель частью фона, но при этом не существует яркого различия между объектом и фоном, то вам нужно подойти к вопросу кадрирования особенно скрупулезно. Это важно в связи с тем, что вам нужно разделить внимание зрителей в равной степени между моделью и остальной частью картины, что не является легкой задачей. Однако если вы произведете правильную компоновку кадра, то это может быть сделано идеально.
Ключ к успеху находится в точном кадрировании и в правильной постановке освещения (света). Если на изображении некоторые объекты будут освещены интенсивнее, то все внимание зрителей будет сосредоточено в этом месте, а если они будут слишком темными, то все произойдет с точностью до наоборот. Таким образом, вам следует скомпоновать кадр таким образом, чтобы предоставить свету определяющую роль в снимаемом сюжете.
Фокусировка в данном случае имеет также решающее значение. Вам предстоит или сделать весь снимаемый сюжет в фокусе, или вы должны будете проявить всю свою виртуозность, для того, чтобы сфокусироваться (привлечь внимание зрителей) в необходимой точке снимаемой сцены.