Съемка пейзажных панорам не такой уж трудоемкий процесс, как может показаться на первый взгляд. Это очень интересное и увлекательное занятие.
Панораму можно найти на любой местности, даже если кажется, что она невзрачна и не может никого заинтересовать. Иногда одинаковая фотография в обычном формате не представляет интереса, а в панораме обретает новый смысл. Зритель, смотря на множество предметов, изображенных в ней, как бы попадает внутрь и начинает фантазировать о жителях, самой местности и будущем этого места.
Простая деревня и мегаполис одинаково заинтересуют зрителя в панораме. Разнообразное их количество позволит создать любой шедевр, соответствующий замыслу автора. Это могут быть городские или сельские, уличные и интерьерные, природные или индустриальные и масса других разновидностей панорам.
Рынок фотографии не насыщен достаточным количеством панорам. Такие фотографии больше привлекают внимание покупателей, лучше смотрятся в офисах, чем обычные форматы снимков. Эти фото имеют большую цену и пользуются высоким спросом.
Как правильно снимать панорамы
Процесс создание панорамы должен состоять из двух последовательных этапов. Сначала происходит непосредственно съемка частей будущей панорамы, а затем идет обработка, в процессе которой склеивается изображение. Раньше для создания таких произведений использовали оптическую печать на рулонную бумагу. В настоящее время работают с цифровыми изображениями.
При съемке частей панорамы фотоаппарат должен находиться с горизонтальным расположением оси, которая совпадает с центром снимка. Центральная часть кадра должна совпадать с горизонтом. Съемка проводится в портретной ориентации. Снимают с движением в половину предыдущего снимка, делая несколько дублей во избежание проблем.
Такая процедура проста. Больше проблем возникает с видением панорамы, так как угол восприятия глаз человека – 45 градусов. Это соответствует 50 мм видения объектива. Поэтому человек в основном выискивает один объект. Чтобы заприметить всю панораму, надо иметь особый талант. Не нужно искать объекты для съемки, которые кажутся интересными по отдельности. Главное, чтобы вместе они были интересны зрителю. Иногда при первом осмотре местности не заметишь все предметы, которые потом на общем изображении будут иметь одинаковое значение со всеми предметами.
Для съемки панорамы подойдут фотоаппараты с объективом съемки от 24 до 80 мм. Начинать следует с панорамы, состоящей из двух объектов. Съемка напоминает составление мозаики. Общая панорама должна соответствовать всем принципам пейзажа, а каждый фрагмент должен, наоборот, противоречить. Чтобы собрать удачно общий снимок, на каждом фрагменте должна присутствовать незавершенность кадра. При сшивке важно, чтобы внимание зрителей не концентрировалось на местах сшива.
Одним из основных свойств полной панорамы считается ее завершенность. Зритель не должен взглядом уходить за границы картины. Для крайних кадров желательно искать крупные и ограничивающие вертикали. Съемка панорамы производится на штативе, строго под прямым углом. Для облегчения этой задачи используют специальный уровень.
Если штатив двигать в направлении своей оси, то будет смешение горизонтальных и вертикальных осей. Такие снимки очень тяжело состыковать. Трудно состыковать кадры, на которых расположены здания с наклонными линиями (крыши, бордюры). При смещении они на соседних кадрах будут под разными углами. Выходом из этой ситуации станет сдвиг снимка на такое расстояние, чтобы здание было полностью в кадре.
Портретная ориентация при съемке кадров должна быть предпочтительнее, так как сшивать портретные снимки намного легче. Также небо на такой панораме кажется выше.
Кроме горизонтальности оси также следует не изменять параметры съемки отдельных кадров. Изменение параметров очень затруднит съемку, так как состыковать различные оттенки проблематично. Ни в коем случае нельзя использовать автоматические настройки при съемке кадров. Очень важно установить все параметры вручную, они должны быть установлены в значения, оптимальные для каждого кадра панорамы.
Большое внимание следует уделять движущимся предметам на местности. Например, на одной части может оказаться половина транспорта, а на второй оставшейся части его не будет, так как он уже уедет. Проблемы могут возникнуть со склеиванием из-за порывов сильного ветра. Для предотвращения таких ошибок следует стараться фотографировать объекты в движении одним кадром. Также при съемке таких изображений следует учитывать освещенность, следить, чтобы она не изменилась о первого к последнему кадру. Об этом надо думать вначале и не затягивать с фотографией всех кадров.
Как объединить фотографии в панораму
Объединение кадров можно сделать с помощью программ. Они зачастую идут в комплекте с фотоаппаратами, а можно скачать их из Интернета. Некоторые покупают такие программные продукты. Если все же человек решается на покупку, то стоит приобрести качественный продукт у разработчика, а не пиратскую версию на рынке. Эти программы облегчают процесс склейки панорамы и помогают устранить некоторые ошибки. Начинающему фотографу лучше сначала несколько работ склеить вручную, чтобы понять весь процесс и найти ошибочные кадры. А в дальнейшем избежать таких ошибок при съемке. Вручную объединять кадры в общее изображение можно при помощи программы Photoshop или более простой Microsoft Image Composite Editor.
При создании панорамы следует помнить о следующей последовательности:
• Первоначально каждый кадр проверяется на горизонтальность, а также вертикальность. При необходимости они поворачиваются. Даже у опытных фотографов может найтись один кадр, который не соответствует. Средства MS Image Composite Editor позволяют автоматизировать обрезку и подбор фотографий. Стоит лишь указать исходные изображения.
• Сборку проводят с крайнего левого кадра. При обрезке каждого фрагмента следует делать это посередине зоны перекрытия. Так можно добиться наибольшей точности совпадения. Иногда все объекты совпадают идеально, а цвета на тон отличаются. В таком случае следует подкорректировать отдельный объект еще до объединения.
• Обрезают все ненужное в снимках. Так как при съемке горизонт получается ровно посередине, а у автора в задумку это не входит, следует обрезать все лишнее. Зачем тратить время на объединение части, которая все равно будет обрезана.
• Плохо подошедшие кадры сшивают вручную. Как идеально ни фотографировать, при сшивке бывают небольшие нестыковки. Здесь обязательно потребуется ручное ретуширование.
• После сборки ко всему изображению применяют настройки. Это могут быть настройки освещенности, контраста, яркости.
Панорама готова – вот она.